Лечение мочекаменной болезни

Выбор метода лечения мочекаменной болезни зависит от положения, размера и химического состава камней, выраженности симптомов заболевания, наличия инфекционных осложнений, функции почек, общего состояния пациента и других факторов.

Лечение мочекаменной болезниЛечение мочекаменной болезни может осуществляться в домашних условиях или в стационаре.

Необходимость в госпитализации

Решение о лечении пациента с мочекаменной болезнью в условиях больницы основывается на данных клинической картины заболевания.

Госпитализация с приступом мочекаменной болезни (почечной коликой), как правило, вам будет показана в случае:

• неэффективности оральных ненаркотических анальгетиков;
  • закупорки мочеточника единственной или трансплантированной почки;
  • закупорка мочеточника, сопровождающаяся инфекцией мочевыделительной системы с наличием лихорадки, или признаками сепсиса;
  • длительность почечной колики более 1-2 суток.

Показания к госпитализацииОтносительными показаниями к госпитализации являются некоторые сопутствующие заболевания.

В целом показания к госпитализации при почечной колике определяются урологом приемного отделения. Множество факторов имеет значение, например возраст, беременность, наличие в прошлом подобных приступов и т.д.

Относительно крупных камней почки или мочевого пузыря, когда нет острой необходимости в лечебных мероприятиях – госпитализация всегда плановая и назначается на определенный день.

Как происходит наблюдение за течением мочекаменной болезни?

Камни небольшого размера могут лечиться медикаментозно. Мочекаменная болезнь, протекающая без каких либо симптомов, требует лишь активного наблюдения. Периодически проводится контроль размера и положения камня с помощью ультразвукового или рентгенологического исследования, исключаются инфекционные осложнения (выполняется общий анализ мочи и крови). Иногда врач может назначать агрессивную камне-изгоняющую терапию.

Камни небольшого размера, расположенные в чашечках почки, не вызывающие нарушения оттока мочи и воспаления могут подвергаться длительному наблюдению. Для определения изменений положения и размера один раз в шесть месяцев выполняется УЗИ. Если камень из чашки мигрирует в лоханку, он может постепенно увеличиваться в размере и провоцировать атаки пиелонефрита. Если камень из лоханки продвигается в мочеточник и застревает в нем, то возникает почечная колика. Воспаление почечной лоханки (пиелонефрит)  и почечная колика – осложнения мочекаменной болезни, которые могут приводить к тяжелым последствиям, вплоть до нарушения функции почек. Динамическое наблюдение помогает выявить продвижение камня в лоханку, а своевременное его удаление позволяет избежать развития серьезных осложнений мочекаменной болезни.

Размер камня определяет вероятность его спонтанного отхождения. Конкременты размером менее 4 мм в диаметре в 80% случаев покидают мочевой тракт самостоятельно. При наличии у пациента камней более 6-7 мм в диаметре вероятность их самостоятельного продвижения составляет лишь 20%. Кроме того, возможность спонтанного продвижение камней определяется их формой и положением, а также индивидуальными особенностями анатомии мочевой системы пациента. Например, наличие у пациента сужений на протяжении мочеточника или уретры делает затруднительным или невозможным продвижение даже очень маленьких камней.

Медикаментозное лечениеМедикаментозное лечение мочекаменной болезни

Целью медикаментозного лечения мочекаменной болезни может быть растворение камней, купирование острой почечной колики или улучшение продвижения камней по мочевой системе. Кроме того после излечения мочекаменной болезни медикаментозная терапия может быть направлена на профилактику повторного образования камней.  Профилактика мочекаменной болезни важна у пациентов с высоким риском заболевания: возраст младше 30 лет, отягощенный семейный анамнез, наличие множества камней или остаточные камни после хирургического лечения.

Еще один важный аспект медикаментозного лечения мочекаменной болезни – это антибактериальная терапия при инфекциях мочевой системы или инфекционных осложнениях заболевания.

Более подробную информацию о медикаментозном лечении мочекаменной болезни вы сможете прочитать в статье «Лекарства при мочекаменной болезни».

Камни большого размера (более 7 мм в диаметре), как правило, не могут самостоятельно покинуть мочевой тракт и требуют хирургического вмешательства.

В среднем 15-20% пациентов с мочекаменной болезнью, сопровождающейся закупоркой на уровне верхних мочевых путей, нуждаются в хирургическом лечении.

Европейской ассоциацией урологов определены следующие показания для активного удаления камней:

Камни мочеточника:

• камень с невысокой вероятностью спонтанного отхождения;
  • постоянные и нарастающие боли, несмотря на прием обезболивающих препаратов;
  • длительно сохраняющаяся закупорка мочеточника;
  • почечная недостаточность;
  • инфекция;

Камни почки:

• увеличение камня в размере;
  • закупорка, вызванная камнем;
  • инфекция;
  • симптоматическая мочекаменная болезнь (боль, кровь в моче и др.);
  • камни более 15 мм в диаметре;
  • снижение функции почки, обусловленное камнем;
  • сохранение камней более 2-3 лет.

Методы хирургического лечения мочекаменной болезни

Методы хирургического леченияВ настоящее время предпочтение отдается неинвазивным или малоинвазивным техникам лечения мочекаменной болезни, открытые хирургические вмешательства применяются ограниченно, лишь в нетипичных случаях.

Существуют специальные руководства, помогающие врачу определиться с выбором метода лечения мочекаменной болезни. Например, согласно рекомендациям Европейской ассоциации урологов, методом выбора лечения камней мочеточника является экстракорпоральная ударно-волновая литотрипсия и уретероскопия.

Выбор метода лечения камней почки, который определит ваш врач, обусловлен рекомендациями Европейской ассоциации урологов. Вы можете ознакомиться с данной таблице таблицей. Конечно же, медицина  это не математика, где можно все точно рассчитать. Каждый человек индивидуален и существует множество факторов определяющих необходимость того или иного лечения, в том числе мочекаменной болезни. Имеет значение и возраст, и пол, и индивидуальные анатомические особенности, и оснащение клиники необходимым оборудованием, и множество других. На данных таблицах представлены “усредненные” показания для определенных операций, где основное значение имеет размер и положение конкремента.

Выбор метода лечения

чнлт

ЧНЛТ – чрескожная нефролитотрипсия. Применяется для удаления камней более 2-х см.

ЭУВЛ – экстракорпоральная ударно-волновая литотрипсия. Позволяет дробить конкремент дистанционно без разрезов на коже.

УРС – уретероскопия.

Существуют и рекомендации по выбору метода лечения камней мочеточника, вот некоторые из них:

Размер и положение

мочеточника, >10мм

УРС

ЭУВЛ

Чрескожная нефролитотрипсия, экстракорпоральная ударно-волновая литотрипсия, уретероскопия представляют собой разновидности неинвазивного или минимально инвазивного лечения мочекаменной болезни. При необходимости уролог может прибегать к более инвазивным хирургическим вмешательствам, таким как лапароскопическая или открытая литотомия.

Более подробную информацию о перечисленных выше хирургических методах лечения мочекаменной болезни вы найдете в статье Операция при мочекаменной болезни.

К сожалению, оптимальный выбор хирургического метода лечения мочекаменной болезни не всегда возможен в том или ином медицинском учреждении. Зачастую врачи ограничены в своих возможностях, по причине отсутствия оборудования или расходных материалов к ним. Поэтому мы рекомендуем вам узнать несколько мнений у разных врачей о возможном удалении камня в вашей мочевой системе и только после этого соглашаться на операцию. Если вы хотите проконсультироваться у нас, вы можете воспользоваться контактными данными.