Чрескожная нефролитотрипсия

Дата публикации статьи - 17.06.2021

Показания к чрескожной нефролитотрипсии

Чрескожная (перкутанная) нефролитотрипсия инструменты. Нефроскоп, введенный в чашечно-лоханочную систему почки
Чрескожная (перкутанная) нефролитотрипсия. Нефроскоп, введенный в чашечно-лоханочную систему почки.

Противопоказания к чрескожной нефролитотрипсии

Абсолютными противопоказаниями к чрескожной нефролитотрипсии является беременность и нарушения со стороны свертывающей системы крови.

Оборудование для чрескожной нефролитотрипсии

Нефроскоп – эндоскопический инструмент, обеспечивающий выполнение различных лечебных и диагностических манипуляций в чашечно-лоханочной системе почки. Он представляет собой полый стержень, диаметр может варьировать в зависимости от вида нефроскопа. Нефроскоп оборудован волоконной оптикой и осветительными элементами, позволяющими получать изображение обследуемой области. В нефроскопе есть рабочий канал, через просвет которого к камню подводятся различные инструменты, в том числе и литотриптер.

Выделяют жесткие и гибкие нефроскопы. Для чрескожной нефролитотрипсии чаще используется жесткий нефроскоп. Хотя  усовершенствование гибких нефроскопов значительно расширило круг их применения.

Литотриптер – инструмент для дробления камня. В настоящее время для чрескожной нефролитотрипсии широко применяется современный литотриптер, сочетающий в себе возможности ультразвукового и пневматического дробления камней. Лазерные литотриптеры используются для выполнения мини-перкутанной нефролитотрипсии или при операциях с использованием гибкого нефроскопа.

Литотриптер

Рисунок. Современная установка, наиболее часто используемая для дробления конкрементов при чрескожной контактной нефролитотрипсии больших камней почки

Подготовка к хирургическому вмешательству

Во-первых, перед операцией необходимо пройти стандартное обследование, включающее в себя общий анализ крови и мочи, исследование мочи на стерильность, биохимический анализ крови и коагулограмму, электрокардиограмму, при необходимости – рентген органов грудной клетки.

При наличии в моче признаков инфекции или обнаружении бактерий, за неделю до хирургического вмешательства врач назначит курс антибиотиков для очищения мочевыделительной системы от болезнетворных микроорганизмов.

Чрескожная нефролитотрипсия лазером. Подготовка - создание доступа
Чрескожная нефролитотрипсия лазером. Подготовка – создание доступа

Если вам прописаны препараты, разжижающие кровь, то за 7-10 дней до операции необходимо прекратить их прием, чтобы снизить вероятность кровотечения во время хирургического вмешательства.

Вечером накануне и утром в день операции, необходимо сделать очистительные клизмы. Это уменьшит загазованность кишечника, что в свою очередь сделает процесс установки нефроскопа более безопасным.

Операция - чрескожная нефролитотрипсия, удаление камня почки
Операция – чрескожная нефролитотрипсия. Через просвет нефроскопа проведены щипцы для удаления фрагментов камня почки

Установка нефроскопа выполняется через разрез кожи в поясничной области, поэтому перед хирургическим вмешательством волосяной покров в этой области необходимо сбрить.

Конечно же, перед хирургическим вмешательством вами побеседует хирург. Врач расскажет вам о том, как будет проходить операция, какие риски и осложнения существуют, как будет происходить период после операции. Не стесняйтесь задавать вопросы. В конце беседы необходимо будет подписать согласие на оперативное вмешательство.

Анестезия

Анестезия при чрескожной нефролитотрипсии

Чрескожная нефролитотрипсия начинается с оказания анестезиологического пособия. После этого в мочеточник вводится тонкий стент, а  в  мочевой пузырь устанавливается катетер для оттока мочи.  Вас уложат на операционном столе в наиболее удобную для выполнения нефролитотрипсии позицию. Чрескожная нефролитотрипсия выполняется в положении лежа на животе, как показано на рисунке. В случае выраженного ожирения или противопоказаний со стороны сердечно-сосудистой или дыхательной систем, операция проводится в положении лежа на боку или на спине.

Миниперкутанное лазерное дробление камня почки

Установка нефроскопа в почку сопровождается рядом сложных технических и очень выверенных моментов:

Поясничная область обеззараживается и обкладывается стерильными пеленками. Сначала через небольшой разрез с помощью специального проводника под рентген контролем хирург проникает чашечно-лоханочную систему почки. Разрез расширяют с помощью специальных инструментов. Когда отверстие становиться достаточно большим, по проводнику в почку вводят нефроскоп. Проводник извлекают. Так как нефроскоп оборудован осветительными и оптическими элементами, теперь хирург может осмотреть глазом чашечно-лоханочную систему почки и установить место расположения камня.  Обнаружив конкремент, врач дробит его с помощью литотриптера, после чего все  фрагменты извлекаются. В конце операции устанавливается нефростомическая трубка или мочеточниковый стент для обеспечения нормального оттока мочи в первые дни после хирургического вмешательства.

После чрескожной нефролитотрипсии

Сразу после операции вас поместят в комнату пробуждения. После полного восстановления сознания вы сможете отправиться в свою палату.

После чрескожного удаления камня почки (нефролитотрипсии) Установка трубки нефростомы
После чрескожной нефролитотрипсии крупного камня почки. Установка трубки (нефростомы) в конце операции

Боль. При возникновении болевых ощущений обязательно скажите об этом медицинскому персоналу. Для уменьшения боли вам введут обезболивающие препараты.

Антибиотики. Антибиотик вводится в день операции. Кроме того необходимо принимать антибиотики и после чрескожной нефролитотрипсии для профилактики инфекционных осложнений.

Нефростомическая трубка, или нефростома. Если в конце операции вам установили нефростому, то в поясничной области у вас будет видна трубка, подсоединенная к пакету для сбора мочи. Через 1-2 дня трубка извлекается абсолютно безболезненно. В редких случаях требуется более длительное дренирование чашечно-лоханочной системы почки, в этом случае вас выпишут домой с нефростомой.

Нефростомическая трубка, присоединенная к мочеприемнику

Рисунок. Нефростомическая трубка, присоединенная к мочеприемнику.

Стент. Если вам установили стент, а не нефростому, то первое время вы можете испытывать умеренный дискомфорт. Стент удаляется через 1-4 недели после операции.

Мочевой катетер. Мочевой катетер удаляют на следующий день после чрескожной нефролитотрипсии.

Физическая активность. Уже через несколько часов после операции, когда вы придете в сознание, вы сможете вставать с постели. На помощь вам могут прийти медицинский персонал или родственники. Важно как можно раньше восстановить физическую активность, это поможет избежать развития таких осложнений, как формирования сгустков в венах нижних конечностей.

Дома после чрескожной нефролитотрипсии

Болевой синдром. Первое время после чрескожной нефролитотрипсии может сохраняться незначительный дискомфорт или умеренные болевые ощущения, требующие приема обезболивающих препаратов. Перед выпиской врач пропишет вам болеутоляющие лекарства.

Душ и ванна. Дома вы можете смело принимать душ, лежать в ванне нежелательно. Если повязка на ране намокла, просто поменяйте ее на сухую.

Физическая активность. Ведите обычный образ жизни, конечно же, избегая тяжелых физических нагрузок. Врачи советуют не садиться за руль 1-2 недели после операции. К работе вы сможете вернуться через 1-2 недели после чрескожной нефролитотрипсии.

Удаление стента. Как мы говорили, стент удаляется через 1-4 недели после чрескожной нефролитотрипсии по указанию врача. Для удаления стента вам необходимо будет записаться на прием к врачу. Очень важно, чтобы вы вовремя удалили стент, длительное его стояние может привести к его инкрустации солями и камнями, инфекции или нарушению оттока мочи.

Уход за нефростомой. Если вас выписали домой с нефростомой, важно обеспечить адекватный уход за ней. Ежедневно следите за количеством отделяемой мочи, ее цветом. Первое время после операции в моче может быть примесь крови, это нормальное явление. Важно, чтобы нефростомическая трубка не забилась. Мешок для сбора мочи должен находиться ниже уровня почки. Кожа вокруг нефростомы необходимо ежедневно обрабатывать антисептическими растворами и укрывать стерильными повязками. Если у вас появилась температура, озноб, покраснение вокруг нефростомы, или прекратился отток мочи через трубку, незамедлительно обратитесь к врачу.

Нефростома после перкутанного дробления камня почки (нефролитотрипсии)
Нефростома после миниперкутанной нефролитотрипсии

Осложнения чрескожной нефролитотрипсии

Частота возникновения осложнений чрескожной нефролитотрипсии невысока и составляет не более 3%. Частота тяжелых осложнений – 1%.

Видео о мочекаменной болезни

Ковченко Григорий Александрович

Ковченко Григорий Александрович

Статьи по данной теме